Ломаченко и Фьюри нужна помощь в ментальном здоровье – психотерапевт
День ментального здоровья (World Mental Health Day) традиционно отмечают в октябре.
Спортивная психотерапевтка Мария Рябинина рассказала Чемпиону, почему психологическая поддержка нужна как Месси из Роналду, так и Ломаченко с Тайсоном Фьюри, какие гонорары получают элитные европейские и американские спортивные психотерапевты, как спортсменам бороться со страхом и с чего начинается психотерапевтическая работа.
Как оргазм влияет на спортивный результат
— Мария, в чем специфика работы спортивного психотерапевта?
— Когда человек приходит к психотерапевту, он хочет перемен. Поэтому усердно выполняет задачи и рекомендации специалиста. В спорте психолог кроме помощи в поиске решений психологических проблем должен целенаправленно создавать мотивацию спортсмена, обучать навыкам самоконтроля, формировать оптимальный психологический климат. Современная психология располагает огромным количеством методов, технологий и средств, которые могут оказывать значительное влияние на эффективность тренировочного процесса и соревнований.
В любом виде спорта есть примеры, когда вопреки всем прогнозам и оценкам физической или технической подготовки спортсменов выигрывает более слабая команда – часто это связано с психологическими моментами. Высокий эмоциональный подъем, правильное настроение, желание победить нередко приводят к победе над более сильным соперником.
Обычно работа спортивного психотерапевта остается в тени. В нашем обществе пока неприемлемо о ней рассказывать.
— С какого возраста спортсмену нужен психолог?
— Лучшее время для начала работы – когда происходит формирование личности. Психолог может помочь правильно мотивировать ребенка, научить управлять своим вниманием, понимать свои эмоции, ставить четкие цели и приоритеты не только в спорте, но и в жизни, научить справляться со страхами и переживаниями, контролировать свое психологическое состояние.
— Работа с представителями командных видов спорта (футбол, баскетбол, хоккей) отличается от спортсменов в индивидуальных видах спорта – бокс, ММА или теннис?
— Да, есть определенные отличия. Хотя любая психотерапевтическая работа всегда начинается с комплексной психодиагностики. В начале проводится так называемое "первичное интервью". После прописывается план работы, в соответствии с индивидуальными особенностями спортсмена, целями и задачами. Начинается консультирование. Чаще всплывают вопросы, связанные с лидерством, мотивацией, возбуждением, перегоранием, стрессом и тревожностью.
Если говорить о групповой работе или представителях командных видов спорта, то здесь существуют другие механизмы. В первую очередь, производятся социограмма и социометрия. Эти способы помогают провести глубочайший анализ взаимоотношений в команде. Понять есть ли явные или скрытые лидеры, аутсайдеры, группировки, дружба среди участников. Исследуются вопросы конкуренции и "психологического климата", часто звучит вопрос о сплоченности коллектива. После детальной диагностики составляется план работы в зависимости от поставленных задач.
— Психолог может помочь спортсмену побороть, например, зависимость от алкоголя? У вас были подобные кейсы?
— Психолог может помочь, даже если речь идет о серьезной зависимости. Чаще работает вместе с психиатром, назначающим медикаментозное лечение. У меня не было подобных кейсов, потому что не работаю с зависимыми людьми. У меня другая профессиональная специализация.
— Как спортсмену бороться со страхом?
— Спортивный страх – это эмоциональное переживание атлета, связанное с ожиданием какой-либо угрожающей ему опасности. В целом страх является следствием гормонов: адреналин и кортизол, которые вырабатываются организмом на угрожающие стимулы выживанию. Эти стимулы могут быть как реальными, так и мнимыми. С одной стороны – любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет человеку "выживать".
Страх корректирует поведение, уводит спортсмена от опасностей. К примеру, от возможности получения травмы. Однако у этой эмоции есть и "темная" сторона. Страх часто становится помехой для достижения цели. Чаще у спортсменов возникают следующие страхи: не показать нужный результат; получение травмы или оказаться ненужным; опасения агрессии со стороны команды, тренера или фанатов.
Чтобы справиться со страхом, в первую очередь нужно найти причину его возникновения. Исследовать и разобраться с ней. А потом научиться переводить страх в другие эмоции и делать его своим ресурсом. Если спортсмен сможет освоить этот навык, то он может быть эффективным и достигать поставленных целей. То есть показывать наилучший результат.
— С точки зрения психологии, за какое время до старта следует заниматься сексом спортсменам, а за сколько – спортсменкам? Или секс никоим образом не связан с психологией?
— С психологией связан любой вопрос, беспокоящий человека в таком контексте: почему он об этом думает, какие чувства возникают при обдумывании.
Следует учитывать, что секс оказывает слабительный эффект, поэтому может способствовать ослаблению выносливости и концентрации. Также секс может оказаться вредным, если у партнеров сильная эмоциональная зависимость (в отрицательном смысле). Врачи считают, что занятие сексом за два часа до начала соревнований может негативно отразиться на спортивных результатах. В то же время, есть исследования, которые показывают, что спортивные показатели женщин после оргазма даже улучшаются.
Существует множество других факторов, которые могут повлиять на результаты спортсмена. Всегда важно учитывать индивидуальные особенности организма спортсмена.
Что объединяет Месси и Усика
— Месси и Роналду тоже нужен психолог?
— На мой взгляд, любому человеку независимо от национальности, рода деятельности, его регалий и доходов периодически нужен психолог. Кому чаще и больше, кому меньше. Когда за тобой каждый день, ежеминутно наблюдает весь мир, это еще то психологическое испытание! Как победы, так и проигрыши (или завышенные ожидания) звезды мирового спорта проживают и переживают. Мотивация, уверенность в себе, работа на результат, чувство беспокойства и ожидания (давление) со стороны – то, с чем сталкиваются и Месси, и Роналду. Так что и Лионелю, и Криштиану нужен психотерапевт. Как и Усику с Ломаченко, Ярмоленко с Цыганковым, Светолиной с Ястремской. Он даже нужен Шевченко с Ребровым.
— Иногда тренеры желают видеть скорый результат работы психолога. Вас это не раздражает?
— Внутренний мир каждого человека уникален. Чтобы найти там правильный путь – нужно потратить время. Иногда – больше, иногда – меньше. Наш мозг, как и психика, – ленивые. Мы действуем исходя из уже сложившихся нейронных связей. И заставить себя думать или действовать по-другому – это задача не из легких. Надо приложить много усилий и времени.
Если тренер принимает психолога в команду, понимает, зачем он нужен, обычно прислушивается к рекомендациям и осознает, что для получения желаемого результата нужно время.
В профессиональной карьере любого спортсмена бывают кризисные периоды, которые могут возникать из-за разных ситуаций: неудачи в соревнованиях, переход в другой клуб, смена тренера, обстоятельства личной жизни. Психолог может помочь спортсмену разобраться в проблемах. Найти такой выход из ситуации, который придаст силы новым спортивным достижениям. Может научить способам эмоционального самовосстановления. Помочь найти вдохновение. Научить самостоятельно мотивировать себя. Но это возможно только при полном доверии друг другу и определенного промежутка времени.
— Видел вас на многих боях Виталия и Владимира Кличко. Вы работали с ними?
– Я люблю спорт. И часто посещаю спортивные мероприятия как в Украине, так и за ее пределами. Виталия и Владимира считаю уникальными спортсменами, долгое время достойно представлявшими нашу страну. Я являюсь фаном их боксерского таланта. По этическим соображениям информация о клиентах, а также психотерапевтические сессии – строго конфиденциальные, поэтому не могу ответить на ваш вопрос. Могу только сказать, что многие имена моих клиентов вам точно хорошо знакомы.
— Кто вам интересен среди украинских спортсменов?
— Для меня нет интересных или не интересных спортсменов. Они выбирают себе терапевта. После нескольких первых встреч я говорю, готова ли работать с их запросом или рекомендую кого-нибудь из своих коллег, если нужна определенная специализация.
— Как спортсмену на финишной прямой своей спортивной карьеры помочь адаптироваться к переменам? Сплошь и рядом спортсмены в новых условиях себя так и не находят. Становятся алкоголиками...
— Важно, чтобы атлет даже на пике своей профессиональной карьеры понимал, что спорт – важнейшая часть его жизни на этот момент, но это не вся жизнь. Должны быть какие-то другие интересы и увлечения. Если спортсмен понимает, что в его жизни есть еще что-то, кроме соревнований и тренировок, то, как правило, окончание своей карьеры воспринимает спокойнее. И, в идеальном варианте, в дальнейшем находит себе новые занятия, часто очень успешные. Успешные "спортивные" примеры – Андрей Шевченко и Сергей Ребров. Они закончили свои игровые карьеры и сейчас Сергей Ребров – главный тренер сборной Украины, а Андрей Шевченко стал президентом Украинской ассоциации футбола.
Яркие "неспортивные" примеры – Виталий и Владимир Кличко. Виталий – успешный политик, Владимир – предприниматель и благотворитель. Все четверо очень достойно проявили себя во время русского нашествия.
— Сколько может зарабатывать элитный спортивный психолог в мире и Украине? Многие украинские спортивные психологи работают за границей?
— Гонорары элитных психологов достаточно высоки. Одна консультация может стоить несколько сотен, а иногда и тысячи евро или долларов. Но сейчас я говорю о профессионалах. Не об инстаграмных психологах, которые после 2-х часового обучения называют себя психологами, а о тех, кто годами проходит серьезное обучение и практику.
Чтобы стать хорошим специалистом, необходимо потратить много времени и денег. Это одна из причин, почему услуги профессионального терапевта не могут быть дешевы. Я знаю спортивных психологов, успешно работающих в Европе, Канаде и США. Чтобы построить успешную карьеру за рубежом, необходимо хорошо понимать менталитет людей той страны, в которой работаешь.
Максим Розенко, Чемпион
Ответственный редактор – Николай Дендак