Уик-енд в Сомбреро, или Гран-при Мехико
Прошедший гран-при США внес множество изменений в расстановку сил на концовку сезона. Если в Феррари смогут и дальше поддерживать заданный в Техасе темп, то нас ждёт увлекательная борьба за Кубок конструкторов. Помимо того, прогресс Ред Булл увеличивает шансы Макса Ферстаппена сохранить титул. А это значит, что нас ждут еще 5 интересных гоночных уик-эндов, один из которых состоится на этой неделе – Гран-при Мехико
Автодром имени братьев Родригес
Трасса находится в столице Мексики – Мехико. Назван в честь братьев – Рикардо и Педро Родригесов – гонщиков Формулы-1, погибших в 1962 и 1971 годах соответственно. До смены названия, автодром носил имя "Магдалена Миксука" (в честь района города).
В теперешней конфигурации, гоночное кольцо имеет длину 4304 метра и содержит 17 поворотов. Это самая высокая точка чемпионата: автодром расположен на высоте 2’285 метров над уровнем моря. Как всем известно из курса физики, на высоте воздух более разряженный. И этот природный факт, порой, очень сильно меняет расстановку сил на этом этапе. Во-первых, кардинально меняется работа аэродинамики. Но что еще важнее: сказывается уменьшение количества кислорода и на работе двигателей.
История трассы имеет три периода. Первый из них продлился с 1963 по 1970-й года. После чего, состоялся первый перерыв, длившийся 15 лет, в течение которого Мексика не видела "Королевские автогонки". Второй отрезок застал последние десятилетие "золотой эпохи" Формулы-1 - с 1986 по 1992. За 7 лет было сразу 5 разных победителей. Лишь "Профессор" Ален Прост и "Биг Найдж" Найджел Мэнселл смогли сделать это дважды. А в 1992 году свой первый подиум в карьере завоевал "Красный Барон" Михаэль Шумахер.
Следующий перерыв длился долгих 22 года и лишь в 2015-м на трассе имени братьев Родригес раздался рёв моторов королевских автогонок. Хотя если быть точнее, высокочастотный визг гибридных силовых установок. И с тех пор каждый сезон, за исключением "ковидного" чемпионата 2020, Формула-1 навещает Мексику.
2015-2016
Первые два этапа после второго возвращения обошлись без борьбы за победы. Доминирующая команда Мерседес сохраняла преимущество над соперником даже на двухкилометровой высоте. Что же касается внутренней борьбы непримиримых Хамильтона и Росберга – то ее не было оба раза.
В сезоне 2015 Льюис уже оформил свой третий титул досрочно и командой было принято решение отдать дополнительные очки Нико, который боролся за второе место в чемпионате с Себастьяном Феттелем.
В 2016 году ситуация была несколько другой. Вопрос официально чемпиона оставался открытым, более того он таковым был вплоть до последних метров сезона. Однако, при помощи постоянных проблем у Хамильтона, главной из которых стал сгоревший в Малайзии мотор, Росберг накопил достаточный отрыв в личном зачёте, при которым в последних четырёх гонках он мог спокойно финишировать позади своего соперника и всё равно остаться на первой строчке турнирной таблицы. Что, собственно и произошло. А зрители на четыре этапа, одним из которых было Гран-при Мексики, были лишены борьбы за победу.
2017-2018
Сезоны 2017 и 2018 были довольно похожи друг на друга. Оба раза основная борьба за титул разворачивалась между Льюисом Хамильтоном на Мерседесе и Себастьяном Феттелем на Феррари. И если две трети чемпионата проходили в жаркой борьбе колесо-в-колесо, то после летнего перерыва лидер "серебряных стрел" начинал уходить в отрыв. А Гран-при Мексики становился местом, где Льюис становился чемпионом досрочно. Хотя британец при этом оказывался вне подиума, его официально приглашали припарковаться вместе с тройкой сильнейших по результатам заезда и дать интервью после гонки в рамках официальной трансляции.
Что же касается команды Ред Булл – австрийский коллектив был оба года где-то в тени основных претендентов. Однако, необычные географические условия трассы, позволяли "быкам" найти свою скорость, которая конвертировалась в победы Макса Ферстаппена
2019
Первый стартовый ряд у Феррари и седьмой поул Леклера говорили о том, что болиду Скудерии данная трасса подходила лучше всего. Однако, ни один пилотов на красных машинах не смог сдержать Льюиса Хамильтона на пути к очередной победе в весьма лёгком для британца чемпионском сезоне.
2020
В 2020 году переименовали название этапа чемпионата с Гран-при Мексики на Гран-при Мехико, чтобы подчеркнуть поддержку, которое оказывало правительство города в проведении данного события. Однако, в необычный "ковидный" календарь входили трассы расположенные лишь Европе и Азии. И первая гонка под новым именем состоялась в 2021.
2021
Яркий сезон противостояния Макса Ферстаппена и Льюиса Хамильтона проходил в том числе и через трассу имени Братьев Родригес. Первый стартовый ряд был за пилотами Мерседес. Что, впрочем, не помешало лидеру Ред Булл возглавить заезд на торможении в конце длинного стартового рывка.
Следует учитывать тот факт, на тот момент уже было известно, что это был последний год Вальтери Боттаса в составе "серебряных стрел". Хотя финн и продолжал выполнять функции пилота номер 2, однако уже не имел особой мотивации выкладываться на все сто в этом деле и выполнял свою работу "спустя рукава". Сказалось это и на старте Гран-при Мексики: успешный прорыв голландца произошел, в том числе, и из-за того, что финн не стал "закрывать калитку".
А после первого поворота обладатель поула получил наказание за плохое начало заезда – Боттаса зацепил Даниэль Рикьярдо, что привело к развороту и потере множества позиций. В дальнейшей гонке финн не смог даже пробраться в очковую зону. Ближе к концу заезда, руководство Мерседеса приняло решение использовать "второго номера" хотя бы для того, чтобы он отобрал одно очко у Ферстаппена, забрав у того быстрейший круг гонки. Однако сразу после пит-стопа, Вальтери оказался как раз возле Макса, который опережал его уже на два круга. Нахождение рядом лидера гонки помешало совершить задуманное, из-за чего пришлось совершать еще одну остановку за вторым комплектом "софта".
Что же касается лидирующей группы – Ферстаппен уверенно уехал вперед к девятой победе в сезоне. А Хамильтон хотя и приехал вторым, но под конец гонки ему пришлось сдерживать натиск атак со стороны Серхио Переса. Хотя "Чеко" так и остался третьим, однако сам факт подиума мексиканца перед родными трибунами, привёл зрителей в настоящий экстаз. Кто-то даже шутил "они хоть в курсе, что победил Макс?"
2022
Сезон противостояния Макса Ферстаппена и Шарля Леклера. Если быть точнее, так он начинался. Однако, при том что болиды Ред Булл и Феррари обладали примерно равной скоростью, монегаск бросал вызов голландцу лишь в отдельных гонках первой половины сезоны. А начиная с Гран-при Франции, действующий чемпион взял ситуацию под свой контроль и начал штамповать победы одну за другой, даже на тех трассах, которые лучше подходили болиду соперника. К моменту Гран-при Мехико, второй титул был оформлен досрочно.
Этап на трассе имени братьев Родригес, Макс уверенно выиграл, как и 8 из 9 этапов перед этим. Что же касается всего подиума – то он стал полной копией прошлогоднего: несмотря на то что Мерседесу очень тяжело далась смена регламента на аэродинамику и "серебряные стрелы" откатились до статуса "третьей силы", второе место занял Льюис Хамильтон, а замкнул тройку на домашней гонке второй пилот Ред Булла – Серхио Перес.
Любопытный прецедент произошел в момент, когда у тройки лучших брали интервью. Стоило "серебряному призёру" взять в руки микрофон, как тут же публика на трибунах начала освистывать Льюиса. Однако, на эти действия мгновенно среагировал Серхио и помахав пальцем дал сигнал болельщикам успокоиться.
2023
Сезон 2023 и вошел в историю, как год тотального доминирования Ред Булл и Макса Ферстаппена и к моменту визита Формулы-1 в Мексику, титул был уже разыгран досрочно. Однако, как это часто бывает, на Гран-при Мехико в виду особенностей трассы, была несколько другая расстановка сил: большие автодром подходил болидам Феррари. Пилоты Скудерии оказались на первых двух местах в квалификации, за счёт чего полностью заняли первый ряд на старте гонки. Впрочем, это не помешало Максу повторить манёвр двухлетней давности и совершить двойной обгон на рывке к первому повороту и проложить путь к очередной победе.
Следует отметить, что Сеохио Перес выступал по ходу чемпионата не так успешно, как напарник. Разница в количестве очков между двумя Ред Булл была более чем в два раза. И под большой угрозой было второе место мексиканца в личном зачёте. В то же время, руководство "быков" поставило гонщику условие, что контракт на следующий год будет продлён только при условии, что тот сумеет стать "серебряным призёром" сезона.
Что же касается, домашней гонки, Чеко рванул вперед следом за напарником и также прошёл обоих пилотов Феррари. В какой-то момент, второй болид "быков" даже оказался на треть корпуса в лидерах гонки. Однако на входе в первый поворот произошел контакт с Шарлем Леклером. Монегас с минимальными повреждениями продолжил гонку, а вот для мексиканца это был обидный сход перед родными трибунами.
Немного статистики:
Больше всего побед: Макс Ферстаппен – 5 (2017, 2018, 2021, 2022, 2023)
Единственный пилот выигравший с двумя разными командами: Ален Прост (МакЛарен в 1988 и Феррари в 1990).
Больше всего командных дублей: Вильямс (1987, 1991, 1992). При чём, участником всех трёх был Найджел Мэнселл
Дважды на Гран-при Мексики определялся досрочный чемпион – 2017-2018 (Льюис Хамильтон)
Больше всего раз на подиуме звучал гимн Великобритании: 11 (8 раз в честь британских пилотов и 3 раза в честь британских команд)
Для американца Ричи Гинтера триумф на Гран-при Мексики 1965 является единственной победой в карьере гонщика Формулы-1