Украинская правда

Украинский гонщик в Формуле -1: Александр Бондарев, как национальный проект в автоспорте

Колаж: Ганна Станович
Украинский гонщик в Формуле -1: Александр Бондарев, как национальный проект в автоспорте

В мире Формулы-1, где скорость измеряется не только секундами, но и миллионами евро, Украина наконец имеет шанс зазвучать на глобальной арене.

16-летний киевлянин Александр Бондарев, талантливый пилот, который только что одержал первую историческую победу в Формуле-4, становится символом будущего Украины в "королеве автоспорта".

Но хватит ли личного таланта, чтобы пройти путь к Ф-1? Готова ли Украина превратить мечту одного парня и надежду всех украинских любителей гонок в национальный проект, как это делают другие страны, которые инвестируют в своих чемпионов?

Эта статья – об истории Александра Бондарева, барьерах на пути к Формуле-1 и о том, как национальная поддержка может изменить все.

От "Тачек" до подиума: путь Александра Бондарева: путь Александра Бондарева

История Александра Бондарева – классический сюжет о настойчивости, силе воли и пути от детского увлечения до мировых подиумов. Рожденный 27 апреля 2009 года в Киеве, он в пять лет сел за руль карта, вдохновленный мультфильмом "Тачки".

Родители поддержали его увлечение, которое быстро переросло в профессию. В семье Бондаревых не было гоночных традиций, однако энтузиазм и первые тренировки на киевских треках стали фундаментом будущей карьеры.

В 2016 году, всего в семь лет, Александр стал самым молодым чемпионом Украины по картингу, а также чемпионом в национальных классах, обладателем Кубка Украины и Чемпионом Rotax Max Challenge Ukraine. Столь успешный дебют вдохновил семью продолжать развитие таланта за рубежом.

В восемь лет Саша финишировал на подиумах этапов чемпионатов Испании и Португалии, а в девять стал чемпионом Кубка Центральной и Восточной Европы CEE Rotax Max Challenge. С того же возраста он соревновался на престижных этапах Мировой серии WSK, а позже на официальных соревнованиях FIA, где юниоры со всего мира борются за чемпионские титулы и контракты с академиями команд Формулы-1.

2020-й принес дебют в категории X-30 Junior с семейной командой – третье место в чемпионате Италии. Но настоящий прорыв произошел в 2021-м: в классе OK-Junior Александр получил второе место на этапе WSK Euro Series в Сарно (Италия), бронзу на FIA Karting Academy Trophy и первый опыт в чемпионатах Европы и мира FIA.

2022 год выдался драматичным. Присоединившись к британской команде Ricky Flynn Motorsport, Александр стал чемпионом WSK Super Master Series. Третье место на этапе Champions of the Future в Португалии, но затем – серьезная авария в Испании.

Травма ноги потребовала 10 операций, и украинец провел месяцы на больничной койке и долгую тяжелую реабилитацию. Жажда вернуться на трек росла с каждым днем. Но вместо поражения это стало перерождением.

Уже через пять месяцев после инцидента Александр принял участие в LeCont Trophy в Валенсии и занял 2-е место по результатам сезона 2022. Потому что как говорил Михаэль Шумахер: "Когда что-то становится страстью, появляется мотивация"

2023-й стал годом триумфа. В составе итальянской команды Kart Republic Александр стал чемпионом в FIA Karting European Championship в категории OK Junior, получив титул чемпиона Европы впервые в истории украинского автоспорта.

Впоследствии, состоялось еще одно значимое для украинского автоспорта событие Александра пригласили в академию к Уильямс. Команды Формулы-1 подписывают контракты с талантливыми юниорами, инвестируют в развитие будущих чемпионов, предоставляют им опыт, тренируют в младших сериях.

Это дает возможность воспитать пилота, который знаком с инфраструктурой и требованиями команды, что существенно повышает шансы на успешный переход в основной состав и впоследствии получить место в Ф-1.

В конце 2023 года Александр присоединился к легендарной Prema Racing – команды, которая воспитала таких звёзд современной Формулы, как Шарль Леклер, Оскар Пиастри, Оливер Берман и Кими Антонелли, где он и продолжил свой путь.

2024 год в старшей категории OK стал переходным: за Prema – победа в WSK Champions Cup, вице-чемпионство в WSK Super Master Series. В сентябре – прощание с картингом после 10 лет. Дебют в Ф-4 на этапе итальянского чемпионата в Барселоне.

А 2025-й – полноценный сезон в Формуле-4, где на этапе F4 Italian Championship он одержал историческую для Украины первую победу в этой серии, а через несколько недель после по итогам чемпионата E4 получил титул Rookie Champion 2025.

Блестящий дебютный сезон в формулах, и подготовка ко второму уверенному сезону в Formula-4, где планирует получить чемпионство в общей классификации.

А что ждет дальше?

Путь к Формуле-1 только начинается.

Финансовый барьер: почему путь к F1 – это марафон на 15 миллионов?

Талант Бондарева – не исключение, но Формула -1 – это не только скорость, но и деньги.

Путь от картинга до "элиты" стоит 10-15 миллионов евро, распределенных на ступеньки "пирамиды" FIA. Картинг (возраст 5–15 лет) – от 100 до 500 тысяч евро в год: команда, механики, тренеры, поездки по Европе. Ф-4 (первая "формульная" ступенька, как у Александра) – от 500 тысяч до 1 миллиона: подготовительные тесты, команда, логистика. Формула -3 – от 1 до 2 миллионов, Ф-2 – от 2 до 3 миллионов.

А дебют в "королеве автоспорта"? Формула -1 требует уже не менее 5 миллионов евро спонсорской поддержки – ведь команды ищут не только быстрых пилотов, но и финансовых партнеров.

Для украинцев это двойной вызов. Война, экономический кризис, отсутствие автоспортивной инфраструктуры – все усложняет. Бондарев начал с семейных инвестиций, сейчас Williams Academy инвестирует в его подготовку и частично закрывает бюджет в юниорских формульных сериях, но это уже "большая игра", где без спонсоров не выжить.

По данным FIA, только 1% юниоров доходит до высшей лиги и ключ – спонсоры. Для Украины это сигнал: без национальной поддержки Александр рискует стать "еще одним одаренным", а не нашим Шумахером, Ферстаппеном или Гамильтоном.

Пример других: как страны "строят" своих пилотов

Другие страны давно поняли: Формула -1 – не просто спорт, а инвестиция в имидж, технологии и молодежь. В 2010-х государственная нефтяная компания PDVSA профинансировала путь венесуэльца Пастора Мальдонадо – от серии GP2 до команды Уильямс.

Сумма поддержки оценивалась в более 20 миллионов долларов, и это дало результат: победа на Гран-при Испании 2012 года – первая в истории Венесуэлы. Для страны, которая переживала экономические трудности, этот успех стал символом национальной гордости и технологического потенциала.

Франция – пример государства, которое последовательно развивает автоспорт как экосистему.

Федерация FFSA через программу FFSA Academy и серию French F4 готовит молодых пилотов, финансируя обучение при поддержке партнеров и региональных грантов. Так выросли Пьер Гасли и Эстебан Окон, ныне пилоты Формулы-1.

Эстебан Окон
Эстебан Окон
Getty Images

Британия – сердце мирового автоспорта. Здесь базируются большинство команд современной Ф-1, а государство видит в этом источник экономического роста. British Racing Drivers' Club (BRDC) и его программы SuperStars и Rising Stars помогают десяткам юных гонщиков найти спонсоров и попасть в большие команды.

Именно такая система поддержки создала поколение талантов – от Оливера Бермана и Джорджа Расселла до действующего лидера чемпионата Ландо Норриса. Здесь каждый фунт, вложенный в молодежь, возвращается в виде технологий, рабочих мест и мирового влияния

Украинский пилот в Ф-1: мечта, которая может стать реальностью

Формула -1 – это вершина автоспорта, где соревнуются лучшие пилоты мира, а команды тратят миллиарды на технологии и инновации. Для Украины появление собственного пилота в "королевских гонках" стало бы не просто спортивным прорывом, а мощным импульсом для национального развития.

Это подняло бы престиж страны на международной арене, привлекло бы внимание инвесторов и спонсоров, а также вдохновило бы новое поколение украинцев на достижения в технике, инженерии и спорте.

Стоит вспомнить примеры других стран: когда Льюис Гамильтон стал чемпионом, это стимулировало автоспорт в Британии; успех Макса Ферстаппена оживил фанатов Ф-1 в Нидерландах.

Наличие своего пилота даст мощный толчок развитию спортивных объектов в Украине – картинговых, авто– и мототреков, и всей сопутствующей инфраструктуры. Тысячи детей, вдохновленных примером украинского пилота, захотят заниматься этим спортом, что создаст базу для будущих талантов и сделает автоспорт массовым явлением. И в будущем создаст условия для проведения этапов Формулы разных уровней уже в Украине.

Например, Гран-при Сингапура – правительство прямо финансирует проведение этапа, потому что он ежегодно приносит более $130 млн прибыли и привлекает более 300 тысяч туристов

Для Украины это могло бы стать катализатором экономического роста – от создания рабочих мест в высокотехнологичных отраслях до туризма во время Гран-а.

У Украины есть потенциал: талантливые инженеры, энтузиасты картинга и поддержка от бизнеса. С правильными инвестициями и программами развития украинский флаг и гимн может появиться в Ф-1 уже через 5-7 лет.

Выводы

Александр Бондарев – не просто пилот, который своими успехами уже демонстрирует нам путь от недостижимой мечты к реальным достижениям, уверенно двигаясь к Формуле -1, мечтая гордо поднимать украинский флаг и бороться на треке за честь и ценности своей страны.

Его победа в Имоле в Формуле -4 – громкий старт, но без поддержки путь к Ф-1 оборвется. Поэтому мечтаем, чтобы пришло время объединить правительство, лидеров, предпринимателей, фанов, которые видят в этом пути не только спорт, а движение Украины к мировому уровню.

Анастасия Левченко

Вместе откроем для Украины путь к Формуле -1 и большой лиге в спорте, бизнесе и технологиях.