Искусственная борьба, дающая надежду на интересную гонку: превью Гран-при Монако

Формула-1 продолжает радовать болельщиков очередным этапом из трех подряд, которые нас ожидают до перерыва.
Монте-Карло уже принимает пилотов на самом престижном этапе в истории Ф-1, а возможно и всего автоспорта.
С 23 по 25 мая на улицах Княжества определится новый или очередной победитель Гран-при Монако. Чемпион решил разобраться с главными интригами и интересностями накануне восьмого этапа "королевы автоспорта".
Историческая справка
Гран-при Монако – одна из самых престижных и известных гонок в мире, ставшая символом не только автоспорта, но и гламурной жизни Лазурного побережья.
Гонки здесь берут свое начало в 1929 году, когда по инициативе Антони Ногеса и под патронатом князя Луи II на улицах Монте-Карло впервые состоялась автомобильная гонка. Это была попытка закрепить Монако на карте международного автоспорта, и она оказалась успешной.
В 1950 году, когда был создан официальный чемпионат мира Формулы-1, Гран-при Монако вошло в его первый календарь. После перерыва в 1951-1954 годах, с 1955 года этап стал постоянной частью сезона.
На протяжении десятилетий он переживал значительные трансформации, но всегда сохранял свою уникальность – гонка проходит не на специализированной трассе, а на временном городском кольце, проложенном по узким и извилистым улицам Монако.
Организация гонок в таких условиях всегда была вызовом. Технический персонал заранее устанавливает ограждения, бордюры и зрительские трибуны, фактически превращая город в автодром. На протяжении многих лет трасса претерпевала незначительные изменения, преимущественно из соображений безопасности, однако ее конфигурация остается почти идентичной той, что была еще в 1950-х.
Особое значение Гран-при Монако имеет и потому, что оно является частью так называемой "Тройной короны автоспорта" вместе с 24 часами Ле-Мана и Инди-500. Его выигрыш считается вершиной карьеры любого гонщика. Несмотря на критику за ограниченные возможности для обгонов и нетипичную конфигурацию, этот заезд продолжает привлекать зрителей своей атмосферой, историей и престижем.
Отмена этапа в 2020 году из-за пандемии COVID-19 стала первым случаем с 1955 года, когда гонка не состоялась, что лишь подчеркнуло ее значение в традиции Формулы-1. На сегодня Гран-при Монако – это не только соревнования, а культурный феномен, где сливаются история автоспорта, архитектура, традиции и светская элита.
Не зря эксклюзивный показ фильма о Формуле-1 с Брэдом Питтом решили провести именно в Монте-Карло.
Рекорды этапа в Монте-Карло
Среди легендарных победителей гонки в Монте-Карло сразу вспоминается один из лучших пилотов в истории автоспорта – Айртон Сенна, который шесть раз выигрывал этап в Монако. Этот показатель до сих пор является рекордным.
Ближе всего к цифрам Сенны есть еще одна легенда , Грэм Гилл, известный как "Мистер Монако", побеждал пять раз в 1960-х годах. Среди современных пилотов больше всего побед имеют Льюис Хэмилтон (3) и Макс Ферстаппен (2).
Среди команд больше всего побед в Монако одержали Макларен – 15, далее следуют Феррари (11) и Мерседес (8). Что интересно, с 1950 года только десять пилотов выигрывали гонку, стартуя с позиций ниже третьей.
Еще одним интересным достижением является то, что в 2024 году пилот Феррари Шарль Леклер стал первым монегаском, который выиграл домашний Гран-при, повторив достижение Луи Широна с 1931 года. Это также была первая победа Феррари в Монако с 2017 года.
Конфигурация трека
Относительно конфигурации трассы, можно вспомнить слова 3-кратного чемпиона мира Нельсона Пике о Гран-при Монако:
"Ездить в Монако – это как кататься на велосипеде у себя в гостиной".
Короткий трек, имеющий 19 поворотов и 3,337 километра дистанции, имеет 78 кругов и общую протяженность заезда в 260 км.
Этап в Княжестве – единственный в календаре Формулы-1, где общая дистанция гонки составляет не 305 км. Дело в том, что короткий трек и медленная скорость на круге не позволяет преодолеть 305 км за отведенное регламентом время проведения соревнований в 2 часа.

Едва ли не единственным местом, где гонщики проводят обгоны является старт-финишная прямая, где пилоты имеют возможность применить систему DRS.
Фавориты и интриги Гран-при Монако
Интриг на этапе в Монте-Карло могло бы быть значительно меньше, однако FIA и Формула-1 решили разнообразить гонку в Монако двумя обязательными пит-стопами.
Это не впервые в этом сезоне, когда руководство "королевы автоспорта" пытается сделать заезды более интересными. Кроме уже известных систем DRS, помогающих пилотам проводить обгоны на прямых, Pirelli начали привозить на этапы более мягкую резину, чтобы команды имели разные стратегии.
И вот к этому можно добавить и второй обязательный пит-стоп на Гран-при Монако.
Кому это пойдет на пользу? Хороший вопрос, учитывая, что мы имеем 6 новичков в пелетоне, что значительно повышает вероятность аварии, а значит своевременный заезд за новой резиной может помочь выиграть чуть ли не любому гонщику в пелетоне.
Вряд ли кто-то ожидает, что два пит-стопа добавит больше борьбы и обгонов на трассе. Как по мне, Формула-E (гонки электромобилей) продемонстрировали, что нужно для интересного Гран-при Монако – меньшие по размерам болиды.
В субботу и воскресенье конечно фаворитами будут гонщики Макларен, никто не может оспаривать то, что у "папаи" лучший болид в пелотоне, но все мы понимаем – Макс Ферстаппен может удивить, Шарль Леклер будет пытаться выпрыгнуть выше головы (возможностей Феррари) на домашнем этапе, а два пит-стопа и приключения новичков могут принести и какого-то неожиданного победителя.
Шины, стратегии и погода в Монако
Как мы уже говорили выше, поставщик резины Pirelli привезет в Монте-Карло самую мягкую из всех возможных конфигураций резины – C4, C5, C6.
Если в прошлом году самой эффективной стратегией была одна остановка и переход с мидуима на хард, то здесь командам придется планировать сразу две остановки.
"Наличие двух остановок также должно исключить беспокойство относительно деградации шин, даже если она будет очень низкая на этой трассе. Это может даже привести к использованию мягких резиновых смесей, особенно для тех, кто делает позднюю вторую остановку, или в случае, если на завершающих этапах гонки предусмотрен период работы автомобиля безопасности", – говорится в заявлении Pirelli.
Прогноз погоды в Монте не обещает повторения легендарных дождевых заездов в Монако – пасмурная погода и минимальная вероятность дождя.
Мнение эксперта
Накануне Гран-при Монако мы пообщались с украинским гонщиком и пилотом академии Уильямс Александром Бондаревым, который выступает в итальянской Ф-4.
Гонка в Монако – это всегда особый вызов из-за уникальной конфигурации трассы. Узкие улицы, нехватка места для обгонов и высокая вероятность ошибок делают этот этап одним из самых сложных в календаре. Я ожидаю напряженной и стратегически насыщенной гонки, где каждая деталь будет иметь значение.
Что касается стратегии с двумя пит-стопами – она действительно может добавить интриги. В Монако обгоны на трассе почти невозможны, поэтому команды будут искать любые возможности для продвижения благодаря тактическим решениям.
Два пит-стопа открывают больше вариантов для игры со стратегиями – например, использование различных типов шин или попытки опередить соперников за счет более быстрого пит-стопа. Это может сделать гонку менее предсказуемой и более увлекательной для болельщиков.
Александр Бондарев после первого этапа итальянской Ф-4 расположился на 10 месте в общем зачете чемпионата и на 4 позиции в зачете новичков.
Прогноз Чемпиона
Мы очень надеемся, что два пит-стопа, возможные аварии с машинами безопасности и вариативность стратегий удивят болельщиков Формулы-1 и подарят нового победителя этого сезона.
Поставим на сенсационную победу Феррари и местного гонщика Шарля Леклера, который много лет демонстрирует отличную скорость на домашнем этапе.

Расписание Гран-при Монако
Пятница, 23 мая
14:30 – 15:30. Первая практика
18:00 – 19:00. Вторая практика
Суббота, 24 мая
13:30 – 14:30. Третья практика
17:00 – 18:00. Квалификация
Воскресенье, 25 мая
16:00. Гонка
Где смотреть
Прямую трансляцию квалификации и непосредственно гонки Гран-при Монако в Украине покажет телеканал Setanta Sports Ukraine+ и ОТТ-платформа Setanta Sports.