Он привел в Формулу-1 Шумахера: Эдди Джордану посвящается

Пам’яті Едді Джордана
20 марта 2025 года перестало биться сердце основателя и многолетнего руководителя команды Формулы-1 "Джордан" – одного из самых колоритных функционеров в истории автоспорта.
***
1990 год. Некто, по имени Вилли Вебер был частым гостем на гонках Формулы-3000. Он хотел купить команду "Джордан". Вебер возглавлял одну из программ по развитию молодых пилотов Мерседеса. Интерес к ирландской конюшне со стороны немецкого менеджера был вызван прежде всего продвижением своих протеже. Среди которых был и никому не известный 21-летний земляк Вебера Михаэль Шумахер.

"Не могу сказать, что был в восторге от Михаэля Шумахера, когда впервые увидел его на трассе. Как минимум, он меня не впечатлил, как об этом можно было бы подумать, зная его карьеру. Скажу честно, в 1990 году его езда не заставила мои брови поползти вверх, как это случилось, когда я впервые увидел Айртона Сенну. Его можно было назвать хорошим гонщиком, но не более...", – вспоминал многим позже Джордан.
Сделка так и не состоялась: Шумахер отправился в чемпионат спорт-прототипов, а команда Эдди Джордана с 1991-го стала полноправным участником гонок в классе Формула-1.

История, которую, без преувеличения, можно назвать одной из знаковых для автоспорта, неожиданно, даже случайно, получила продолжение летом 1991-го.
Однако вернемся на несколько месяцев назад – в февраль того же года.
Эдди Джордан отчитывался перед менеджерами компании 7UP, которая была первым инвестором команды в Королевских гонках. Усилить позиции руководителя дебютанта Формулы-1 должно было появление гонщика Бертрана Гашо. Однако бельгиец на встречу так и не доехал. Бертран попал в ДТП на улицах Лондона, начал выяснять отношения с таксистом, с машиной которого вызвал аварию и брызнул в того из газового баллончика. На место приехали копы, задержали хулигана и открыли производство.
В августе 1991 года бельгийский суд, как раз накануне Гран-При Бельгии, вынес приговор Гашо – 18 месяцев тюрьмы.
"Сказать, что я был шокирован – ничего не сказать. Вместе со своим пилотом я потерял и его спонсоров. За полгода этот пизд*к не смог даже извиниться и уладить ситуацию", – вспоминал Джордан.
На замену Гашо ирландец рассматривал нескольких кандидатов (даже сенсационного чемпиона 1982 года Кеке Росберга), однако все упиралось в деньги – их на зарплату не было.
Тогда Джордан и вспомнил о Вилли Вебере и его подопечном. Михаэля Шумахера.
"Мы быстро договорились с Уэббером по телефону. Я запросил у них по 150 тысяч долларов за гонку, они согласились", – рассказывал Джордан.
Следует отметить, против варианта с Шумахером был директор команды Джордан Иан Филлипс.
"Я сделал вид, что не услышал Иана. Все равно выхода не было – кто-то должен был пилотировать мой болид в Спа. Конечно, я понимал все безумие сажать абсолютного новичка в болид, да и еще на тяжелой трассе", – вспоминал Эдди.
Дальше была, без преувеличения, сказка. Шумахер во время тестов поехал так, что через 5 кругов его остановили из боксов, попросили сбавить обороты и не рисковать...

Молодой немец преодолел квалификацию седьмым, а на утренней тренировке вообще показал 4-е время...
Команда Эдди Джордана могла даже одержать свою первую победу (которая случится гораздо позже). Усилиями Андреа де Чезариса. Шумахер сжег сцепление уже в первом повороте и завершил гонку.
Итальянец спокойно пользовался неудачами соперников – кто-то сошел, кто-то был вынужден заехать на незапланированный пит-стоп. В какой-то момент де Чезарис вышел на второе место и неустанно начал догонять Сенну, у которого забарахлила коробка передач. Но счастью Эдди Джордана не суждено было случиться. За 3 круга до финиша авто итальянского гонщика просто остановилось. Отказал мотор. Инженеры в боксах по телеметрии видели проблему – скачки давления масла в двигателе, но надеялись на чудо. Но чуда не произошло.

Самое интересное в этой истории началось через несколько дней – Филлипсу позвонил Вилли Вебер и договорился о встрече. На встречу приехал помощник Вебера и выставил условия, при которых Шумахер останется в команде. Мерседес, который опекал Шумахера, был готов вложить в команду 3 миллиона долларов, но детище ирландца отходит им полностью. Джордан взял время для размышлений, однако слухи распространялись быстро – Шумахер уже на полную ухаживал за Флавио Бриаторе и его болидом "Беннетон".

По легенде, окутанной множеством мифов, на следующий день немецкий гонщик будто бы прислал Джордану письмо, где говорил о невозможности продолжать выступления за его команду. Однако подтверждения или опровержения этому факту доподлинно нет.
Уже следующую гонку немец Шумахер ехал в желто-зеленом болиде "Беннетон-Форд".
Далее были судебные иски, которые Джордан проиграл. Юридически закрепленных отношений с Шумахером у ирландца не было.
Эдди Джордан привел в мир Формулы-1 Михаэля Шумахера. Именно в болиде "Джордан" будущий семикратный чемпион дебютировал. Хотя дебютная гонка и стала для Шумахера единственной в ирландской команде.
Уже в 1994-м Шумахер выигрывает чемпионат за рулем "Беннетона". В следующем году еще одно. Позже будет знаменитая карьера немца в Феррари. Команда "Джордан" станет крепким середняком и одной из самых стабильных в Ф1, однако это уже совсем другая история.
Вместе с Эдди Джорданом ушла эпоха. Он оставался одним из последних представителей "золотой эпохи" Королевских гонок. Эпохи брутальной, рок-н-рольной, гаражной Формулы-1...