Он привел в Формулу-1 Шумахера: Эдди Джордану посвящается

Пам’яті Едді Джордана
20 марта 2025 года перестало биться сердце основателя и многолетнего руководителя команды Формулы-1 "Джордан" – одного из самых колоритных функционеров в истории автоспорта.
***
1990 год. Некто, по имени Вилли Вебер был частым гостем на гонках Формулы-3000. Он хотел купить команду "Джордан". Вебер возглавлял одну из программ по развитию молодых пилотов Мерседеса. Интерес к ирландской конюшне со стороны немецкого менеджера был вызван прежде всего продвижением своих протеже. Среди которых был и никому не известный 21-летний земляк Вебера Михаэль Шумахер.

"Не могу сказать, что был в восторге от Михаэля Шумахера, когда впервые увидел его на трассе. Как минимум, он меня не впечатлил, как об этом можно было бы подумать, зная его карьеру. Скажу честно, в 1990 году его езда не заставила мои брови поползти вверх, как это случилось, когда я впервые увидел Айртона Сенну. Его можно было назвать хорошим гонщиком, но не более...", – вспоминал многим позже Джордан.
Сделка так и не состоялась: Шумахер отправился в чемпионат спорт-прототипов, а команда Эдди Джордана с 1991-го стала полноправным участником гонок в классе Формула-1.

История, которую, без преувеличения, можно назвать одной из знаковых для автоспорта, неожиданно, даже случайно, получила продолжение летом 1991-го.
Однако вернемся на несколько месяцев назад – в февраль того же года.
Эдди Джордан отчитывался перед менеджерами компании 7UP, которая была первым инвестором команды в Королевских гонках. Усилить позиции руководителя дебютанта Формулы-1 должно было появление гонщика Бертрана Гашо. Однако бельгиец на встречу так и не доехал. Бертран попал в ДТП на улицах Лондона, начал выяснять отношения с таксистом, с машиной которого вызвал аварию и брызнул в того из газового баллончика. На место приехали копы, задержали хулигана и открыли производство.
В августе 1991 года бельгийский суд, как раз накануне Гран-При Бельгии, вынес приговор Гашо – 18 месяцев тюрьмы.
"Сказать, что я был шокирован – ничего не сказать. Вместе со своим пилотом я потерял и его спонсоров. За полгода этот пизд*к не смог даже извиниться и уладить ситуацию", – вспоминал Джордан.
На замену Гашо ирландец рассматривал нескольких кандидатов (даже сенсационного чемпиона 1982 года Кеке Росберга), однако все упиралось в деньги – их на зарплату не было.
Тогда Джордан и вспомнил о Вилли Вебере и его подопечном. Михаэля Шумахера.
"Мы быстро договорились с Уэббером по телефону. Я запросил у них по 150 тысяч долларов за гонку, они согласились", – рассказывал Джордан.
Следует отметить, против варианта с Шумахером был Иан Филлипс.
"Я сделал вид, что не услышал Иана. Все равно выхода не было – кто-то должен был пилотировать мой болид в Спа. Конечно, я понимал все безумие сажать абсолютного новичка в болид, да и еще на тяжелой трассе", – вспоминал Эдди.
Дальше была, без преувеличения, сказка. Шумахер во время тестов поехал так, что через 5 кругов его остановили из боксов, попросили сбавить обороты и не рисковать...

Молодой немец преодолел квалификацию седьмым, а на утренней тренировке вообще показал 4-е время...
Команда Эдди Джордана могла даже одержать свою первую победу (которая случится гораздо позже). Усилиями Андреа де Чезариса. Шумахер сжег сцепление уже в первом повороте и завершил гонку.
Итальянец спокойно пользовался неудачами соперников – кто-то сошел, кто-то был вынужден заехать на незапланированный пит-стоп. В какой-то момент де Чезарис вышел на второе место и неустанно начал догонять Сенну, у которого забарахлила коробка передач. Но счастью Эдди Джордана не суждено было случиться. За 3 круга до финиша авто итальянского гонщика просто остановилось. Отказал мотор. Инженеры в боксах по телеметрии видели проблему – скачки давления масла в двигателе, но надеялись на чудо. Но чуда не произошло.

Самое интересное в этой истории началось через несколько дней – Филлипсу позвонил Вилли Вебер и договорился о встрече. На встречу приехал помощник Вебера и выставил условия, при которых Шумахер останется в команде. Мерседес, который опекал Шумахера, был готов вложить в команду 3 миллиона долларов, но детище ирландца отходит им полностью. Джордан взял время для размышлений, однако слухи распространялись быстро – Шумахер уже на полную ухаживал за Флавио Бриаторе и его болидом "Беннетон".

По легенде, окутанной множеством мифов, на следующий день немецкий гонщик будто бы послал Джордану. Однако подтверждения или опровержения этому факту доподлинно нет.
Уже следующую гонку немец Шумахер ехал в желто-зеленом болиде "Беннетон-Форд".
Далее были судебные иски, которые Джордан проиграл. Юридически закрепленных отношений с Шумахером у ирландца не было.
Эдди Джордан привел в мир Формулы-1 Михаэля Шумахера. Именно в болиде "Джордан" будущий семикратный чемпион дебютировал. Хотя дебютная гонка и стала для Шумахера единственной в ирландской команде.
Уже в 1994-м Шумахер выигрывает чемпионат за рулем "Беннетона". В следующем году еще одно. Позже будет знаменитая карьера немца в Феррари. Команда "Джордан" станет крепким середняком и одной из самых стабильных в Ф1, однако это уже совсем другая история.
Вместе с Эдди Джорданом ушла эпоха. Он оставался одним из последних представителей "золотой эпохи" Королевских гонок. Эпохи брутальной, рок-н-рольной, гаражной Формулы-1...